ИСТОРИЯ

1. История развития казначейской системы России »
2. История развития казначейской системы Костромской губернии »
3. История развития казначейской системы Костромской области »

История развития казначейской системы России

    Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.

    Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея - должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

    В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

    Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта "Учреждения для управления губерний Российской империи" от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты "для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества" и определяются основные их функции: "1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были".

    Были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах. Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.

    Следующим этапом развития казначейства стали реформы АлександраI. В 1802 году был подписан манифест "Об учреждении министерств", в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года "Особенным учреждением Министерства финансов". Управление финансами было распределено между тремя ведомствами - Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I "Быть по сему" был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

    Департаменту Государственного казначейства было определено ведомственное подчинение центральных и местных финансовых структур: Главного казначейства, губернских, окружных казначейств с состоящими в их ведомстве уездными казначействами, и "вообще Казенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся".

    Главными направлениями деятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (с последующими дополнениями) были:
- движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств;
- главное счетоводство приходов и расходов всех казначейств;
- заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями;
- дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств;
- дела по составлению росписи доходов и расходов;
- дела по рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых становились новые казенные расходы.

    Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального - Департамента Государственного казначейства - до местных - губернских и уездных казначейств.

История развития казначейской системы Костромской губернии

    С образованием Костромского наместничества в 1776 году стали создаваться уездные казначейства в Костромской губернии.

    В 1776 году были созданы Буйское, Кадыйское, Солигаличское, Нерехтское, Кологривское, Галичское, Чухломское казначейства. После образования Костромской губернии в декабре 1776 года в губернских городах наряду с другими учреждениями создаются казенные палаты. На казенную палату возлагались счетоводство и отчетность по приходу и расходу сумм в губернских и уездных казначействах, непосредственно ей подчиненных. Находившиеся в ведении казенной палаты уездные казначейства ведали приемом, хранением денежных средств и доходов и выдачей денежных сумм. Кроме того, они выдавали, по распоряжению местных властей, паспорта и подорожные и вели продажу всех видов гербовой бумаги (крепостная, заемная, для векселей и др.), а также аршинов.

    До 1863 года каждое министерство имело свое казначейство, которое собирало доходы, хранило их и производило расходы по данному ведомству, предавая в кассы министерства финансов лишь свободные остатки.

    В 1863 году последовало преобразование кассового устройства по принципу "единства касс". В ведомстве Департамента государственного казначейства учреждены, кроме главного - губернские и уездные. Уездные казначейства подчинялись казенным палатам.

    Костромское губернское казначейство было учреждено Советом департамента государственной экономики 16 декабря 1865 года.

Костромское уездное казначейство в 1865 году было переименовано в губернское.

    Губернское казначейство возглавлял губернский казначей, который назначался Сенатом по представлению губернского правления. Казначей подчинялся Казенной палате, принимая указы от губернатора и губернского правления. Губернское казначейство занималось приемом и хранением всех принадлежавших Государственному казначейству в губернии доходов, поступающих в казначейство от плательщиков, приемом и хранением депозитов и спецсредств правительства. Казначейство занималось производством расходов и высылкой сумм из поступающих в казначейство доходов.

    Также в ведении губернского казначейства находилась продажа гербовой бумаги, гербовых марок, бандеролей, бланков.

    В обязанность казначейства входила выдача свидетельств на право торговли, промыслов и билетов на торговые и промышленные заведения.

    Вся отчетность по денежным оборотам ревизировалась Казенной и Контрольной палатами.

    При казначействе была организована сберегательная касса № 746.

    Губернское казначейство состояло из канцелярии, стола окладного счетоводства, стола депозитов и специальных средств и пенсионного стола.

    В фонде губернского казначейства отложились следующие документы: окладные книги, листы, документы о назначении пенсий за счет Государственного казначейства чиновникам ведомства, вдовам, детям; указы, циркуляры Государственного банка, Департамента государственных имуществ, Казенной палаты.

    Имеются списки лиц, имеющие право быть присяжными заседателями. Большой объем занимают формулярные списки служащих казначейства. Хранятся протоколы общих собраний учреждения. Губернское казначейство располагалось в здании присутственных мест (ныне пл. Советская, 1).

    Губернское казначейство возглавляли с 1871 по 1884 гг. статский советник Велихов Александр Герасимович, с 1893 по 1899 гг. статский советник Добровольский Иван Петрович, с 1900 по 1903 гг. статский Янишевский Ераст Аркадьевич, с 1904 по 1916 гг. статский советник Борвинский Сергей Алексеевич.

    Во второй половине XIX века, в период великих реформ 60-70 годов, узакониваются и проводятся в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявляется открытой и подлежит опубликованию. Происходит централизация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

История развития казначейской системы Костромской области

    В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.

    Предметами ведения казначеев в то время были:
1) прием и хранение всех принадлежащих Государственному казначейству доходов;
2) производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;
3) продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;
4) выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов;
5) счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу;
6) открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег.

    С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии - Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем - Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.

    Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

    Восьмого сентября 1993 года главой администрации Костромской области принято постановление № 362 "О Федеральном казначействе", которым главы самоуправлений в месячный срок обязаны представить кандидатуры на заведующих ОФК. Создание ОФК проходило с ноября 1993 года по март 1994 года.

    В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.

    Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:
- закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;
- обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;
- определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;
- установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.

    В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.

    В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства. Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства. С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства.

    Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

    В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

    В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 "О Федеральном казначействе" было утверждено Положение о Федеральном казначействе.

    На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:
- проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;
- осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;
- распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
- осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.


Copyright © 2005 Управление федерального казначейства по Костромской области

Реклама