ПРАВОВАЯ РАБОТА

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАСНОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА И ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ АКТОВ ПРАВОСУДИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ СТАТУСА СУДЬИ

Судебная реформа, начавшаяся в 2003 году, стала основанием повышения дисциплинарных, административных и уголовных мер ответственности, а значит, и статуса судей всех уровней. Бытует мнение, что увеличивать уровень ответственности судей нет необходимости. Однако все чаще специалисты предлагают повысить статус судей и уровень их ответственности. Например, такое мнение высказал в своем выступлении Председатель ВАС РФ Вениамин Яковлев 11 ноября 2004 года.
Правовой статус (от лат. status – положение, состояние) – установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.
Нужно отметить, что осознание необходимости повышения статуса не решает данной проблемы: требуется разработка соответствующего механизма, для чего необходимо провести анализ законодательства, обеспечивающего ведение судебного делопроизводства.
Автором разработана процедура повышения статуса судей, которую можно осуществить в три этапа. На первом этапе ведется подготовка текста акта правосудия, проект которого обязательно должен пройти языковую экспертизу. Следующий этап – изготовление судебного акта председательствующим судьей и его подписание. Последний этап – итоговый: направление текста судебного акта для помещения его в базу правовой информации («Гарант», «Консультант Плюс» и др.).
В соответствии со статьей 198 ГПК РФ – «Содержание решения суда» – в вводной части решения суда должны быть указаны дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование. Но при этом отсутствует требование об указании фамилии и инициалов судьи, вынесшего постановление, что необходимо в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 127 ГПК РФ «Содержание судебного приказа». Согласно данной правовой норме, в судебном приказе должны содержаться наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего приказ.
После рассмотрения надзорной жалобы суд может вынести определение об отказе в истребовании дела, в котором также должны быть указаны фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение (пп. 1 ч. 3 ст. 381 ГПК РФ). Фамилия и инициалы судьи должны быть указаны и в определениях, предусмотренных статьями 383, 384, 388 ГПК РФ.
Арбитражным процессуальным законодательством не установлено требование (статья 170 АПК РФ «Содержание решения») того, что решение должно содержать фамилию и инициалы судьи. Но при этом фамилии судей должны быть указаны только в постановлении судов апелляционной (пп. 6 ч. 2 статьи 271 АПК РФ) и кассационной инстанций (пп. 7 ч. 2 ст. 289 АПК РФ).
Анализ норм, устанавливающих требования к содержанию судебных постановлений, позволяет сделать вывод, что современное законодательство не предъявляет требований к указанию фамилии и инициалов судьи в судебном решении, хотя, на наш взгляд, персонифицировать судью, вынесшего решение, необходимо.
Этот правовой пробел можно устранить внесением изменений в российское процессуальное законодательство. Для этого в статьи 198 ГПК РФ и 170 АПК РФ предлагается внести требования об обязательном указании фамилии и инициалов судьи в постановлениях суда первой инстанции.
Правовое положение о гласности судебного разбирательства закреплено статьей 10 ГПК РФ и статьей 11 АПК РФ. Более того, ч. 8 ст. 10 ГПК РФ и ч. 8 ст. 11 АПК РФ гласят, что судебные акты судом объявляются публично, за исключением случаев, когда объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (ч. 8 ст. 10 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 195 АПК РФ копии решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного акта в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направляются не только лицам, участвующим в деле, но и в арбитражные суды Российской Федерации, в Конституционный и Верховный Суды, Президенту и Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору, Уполномоченному по правам человека, в Министерство юстиции Российской Федерации. Копии решения могут быть направлены также в иные органы и иным лицам.
Кроме того, в силу ст. 196 АПК РФ, копии вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляются арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежат незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и, при необходимости, в иных изданиях.
Статья 307 АПК РФ гласит, что копия постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит опубликованию в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».
В целях реализации требований ч. 8 статей 10 ГПК РФ и 11 АПК РФ допускается публиковать судебные акты в средствах массовой информации, информационных правовых системах и т. д. Это будет способствовать повышению внимания судей, готовящих тексты судебных решений, к их содержанию, законности и обоснованности, а значит, и повышать статус судей.
Изучение судебной и арбитражной практики позволяет сделать вывод о том, что при низкой юридической «подкованности» стороны можно говорить о вероятности обжалования судебного решения.
Наверное, не много найдется тех, кто будет отрицать, что статус акта правосудия во многом зависит от того, прошел ли он последующую проверку в других судебных инстанциях: акты, прошедшие вторую инстанцию – один статус, последующую инстанцию – другой, а те, что прошли ВАС РФ или ВС РФ, имеют самый высший статус – «сложившаяся судебная или арбитражная практика». Подобное можно сказать и о публикации актов правосудия. Одно дело – когда судебное решение, оставшееся не рассмотренным в суде второй инстанции, не переданное для размещения в информационную правовую систему для всеобщего обозрения, и совсем другое – когда решение было опубликовано, размещено в Интернете на сайте районного суда и стало предметом рассмотрения вышестоящих судов.
Информационное сопровождение деятельности суда будет способствовать повышению статуса судьи, вынесшего решение. Кроме того, предложенные изменения законодательства призваны оказать влияние на повышение статуса других судей, которые смогли ознакомиться с текстами судебных актов, повысить их профессиональное мастерство и вести к правильному и быстрому рассмотрению, недопущению вынесения тождественных по сути, но различных по результатам рассмотрения судебных и арбитражных дел.
Однако нужно учитывать, что обстоятельства, установленные вступившим в силу судебным постановлением, обязательны для суда и не доказываются вновь – ст. 61 ГПК РФ (преюдициальность).
Указанные выше нововведения согласуются с требованиями Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., который исходит из того, что доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой общественного контроля над деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни (ст. 12 Закона). Из содержания ст. 2, 7, 10 указанного Закона следует, что судебные акты арбитражного суда составляют государственные информационные ресурсы Российской Федерации и должны быть открытыми и доступными.

Далее

Copyright © 2005 Управление федерального казначейства по Костромской области

Реклама